- Подробности
-
Категория: Фолк-ансамбль. Мастер-классы. Статьи
-
Создано 25.01.2013 20:44
-
Опубликовано 07.03.2017 20:55
-
Автор: Снегирев А.А.
-
Просмотров: 1462
| Данная статья подготовлена к выступлению на семинаре «Этнокультурная составляющая в дополнительном образовании детей» который прошел в январе 2013 г. в ГБУ ДО Калужской области «Областной центр дополнительного образования детей им. Ю. А. Гагарина». Автор: педагог доп. образования Снегирев А. А. |

Примерно с 50х-60х годов 20 века во многих западных странах всколыхнулась волна фолк-возрождения. Причинами этому послужили с одной стороны: усталость от примитивности и бездушности массовой музыкальной псевдокультуры насаждаемой светским капиталистическим мировоззрением, с другой: желание обрести и укрепить национальную самоидентификацию в мире, безудержно катящемуся к глобализации и денационализации. Многие талантливые музыканты в поисках красивой, интересной, живой музыки обратились к народной музыкальной культуре к ее этническим корням и истокам.
Похожие процессы начались и у нас в стране примерно в конце 80х годов. Что же такое фольклор и чем так притягательна народная культура?
Слово «фольклор» означает «народная мудрость», «народное знание». Фольклор – это международный термин. Некоторые исследователи понимают под этим термином совокупность всей духовной и материальной культуры народа: поэзию, музыку, танцы, песни, художественные промыслы, а также народные обычаи, приметы и верования.
Яркий, увлекательный, бесконечно разнообразный мир предстает перед нами, когда мы начинаем знакомиться с произведениями фольклора, припадаем к роднику народной поэзии и песни. Это мир, полный удивительных, необыкновенных, поэтичных событий, мир народной мудрости, художественной правды и неистощимой фантазии, мир, в котором добро всегда побеждает зло, в котором торжествует правда, справедливость, красота. Каждый, кто впервые открывает для себя прекрасную, немного загадочную и вечно влекущую к себе страну народной поэзии, становится необычайно «богатым» человеком, без меры одаренным драгоценными сокровищами острого народного ума, яркой и колоритной народной речи.
Особую ценность фольклор может иметь для общего образования детей и музыкального воспитания в частности.
Музыкальная ценность фолк-материала
в его простоте, ясности, импровизационности. Эти качества очень важны для музыкального развития детей. Яркие простые запоминающиеся мелодии которые можно практически сразу сыграть по слуху, нравятся детям и привлекают их в мир музыки, в отличии от сложных, малопонятных для детского ума произведений классической музыки, и которые чтобы сыграть нужно очень много заниматься.
Ансамбль — еще одно неотъемлемое свойство фольклора, которое трудно переоценить в музыкальном и творческом развитии детей. Дети всегда любят коллективные игры, и музыкальный ансамбль — очень эффективная форма коллективных музыкальных занятий. Именно занятия ансамблем быстрее развивает чувство ритма, и помогают ребятам быстрее осваивать материал занятия.
Выступление на сцене всегда стресс для ребенка, а выступление ансамблем для детей намного менее страшно, чем сольные выступления, именно в ансамбле юные артисты обретают силу и уверенность на сцене.
Таким образом, фольклор — фольклорный материал и некоторые фольклорные методики, и подходы к обучению — это мощное образовательное средство, особенно ценное для дополнительного образования.
Особенность русской культуры заключается в том, что она всегда стремилась впитывать все лучшее из других культур и учится на лучших образцах иноземного фольклора.
Так, например, в свое время балалайка была заимствована у калмыков и татар, 7стр. гитара у цыган (которые в свою очередь позаимствовали ее у испанцев), гармошка у итальянцев,
всевозможные свирели, флейты, жалейки, волынки и гусли из древнего востока, скрипка из Византии. Кстати скрипка была известна на Руси с 11 века! А в Италию она попала только в 14-ом. Для сравнения: балалайка стала русской только в конце 18 в., то есть скрипка на самом деле более «русский» инструмент, чем балалайка, но это тема для отдельной статьи. Таким образом, занятия именно русским фольклором, безусловно, важно для национальной самоидентификации детей, но также полезно обращаться к лучшим образцам иностранного фольклора и использовать их материал в своих программах и методиках, ибо это только подчеркнет русскость такого подхода, обогатит музыкальный опыт и расширит кругозор воспитанников.