ул. Садовая, д. 26
+7 (48445) 2-25-06
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Афиша 

Анонсы 

Объявления 

Лекция «В мире музыки»

7 апреля прошло первое мероприятие недели музыки проведенное в рамках Года Культуры — ознакомительная лекция «В мире музыки», на которой ребята узнали как образуется мелодический звукоряд, что такое ритмический рисунок, как образуется звук в различных группах музыкальных инструментов, словом про то, из чего строится музыка. Для объяснения благозвучности основных натуральных интервалов был использован самодельный монохорд. В завершении лекции был продемонстрирован видео-фрагмет выступления немецкого скрипача-виртуоза Давида Гаррета с эстрадно-симфоническим оркестром.

Лекцию подготовил и провел педагог доп. образования Снегирев А. А.

pptПрезентация к лекции…

Текст лекции со слайдами.

1. Введение.

Все слушают музыку, всем нравится та или иная музыка, те или иные стили и направления, те или иные группы, музыканты и певцы. Равнодушных к музыке почти нет, но мало кто задумывается об устройстве музыки, ее основополагающих принципах, ее истории и тенденциях изменения в различных культурных эпохах. И только когда человек берет в руки инструмент и пытается научится играть и петь, он неизбежно сталкивается с этими принципами, чувствует необходимость их постижения хотя-бы поверхностно в общих чертах. В основном это происходит интуитивно (методом тыка) и зачастую это самый доступный метод познания, но интуиция у всех развита по разному, кому-то нужно год на изучение того что другой схватывает на лету. Поэтому и существуют музыкальные школы и различные музыкальные кружки чтобы облегчить начинающему нелегкий путь в разнообразный и увлекательнейший мир музыки. Данная лекция призвана познакомить слушающих с миром музыкальных принципов и дать в общих чертах основные понятия об устройстве музыки. Т.е. лезть глубоко в теорию музыки мы сегодня не будем.

Что же такое музыка? Если выражаться научно — это определенным образом организованные звуки. Организованные по законам мелодической гармонии и ритма.

Музыка строится на трех основных явлениях: тон, лад, ритм

(Слайд 1)

(Слайд 2)

2. Шум. Тон, Звукоряд. Лад.

Нас постоянно окружает мир разнообразных звуков и шумов. Шумы несут разнообразную информацию об их источнике. (примеры: журчанье ручья, вьюга, горение). И в мире звуков существует такое явление- ТОН. Что такое тон? Это определенное количество колебаний в сек, иными словами частота колебаний. И тон несет информацию прежде всего о своей частоте т. е. величине скорее математической абстрактной. Если частота маленькая -тон низкий, если частота большая- тон высокий (примеры). И разница между шумом и тоном именно в том, что шум не имеет четко заданной частоты колебаний, а тон имеет.

Но если взять произвольно звуки с различной частотой, то это вряд ли будет иметь что то общее с музыкой.

Еще в древности люди заметили, что некоторые тона, подобранные между собой в определенных математических отношениях по частоте, рождают гармоническое звучание. (аудио-пример трезвучий).

Что же это за чудные отношениях которые превращают обычные звуки с определенной частотой колебаний в гармонически звучащие? (СЛАЙД 2+монохорд+маркер) Возьмем за основу струну определенной длинны, примем ее за основной тон и назовем ТОНИКОЙ.

Если поделить струну на 2 равных части (т. е. пополам) то возникнет звук выше в два раза, но он будет звучать подобно основному тону, этот интервал назвали ОКТАВА.

Далее получающуюся разницу между звуками мы будем называть интервалом.

Если поделить струну на три части и взять 2 из них, то возникнет звук выше и не похожий на основной тон, но достаточно устойчиво с ним гармонирующий, этот интервал назвали КВИНТА.

Если поделить струну на четыре части и отделить 3 из них, то возникнет звук выше и не похожий на основной тон, но также достаточно устойчиво с ним гармонирующий, этот интервал назвали КВАРТА.

При дальнейшем последовательном делении струны возникнет интервал Большая Терция, далее Малая Терция.

И эта последовательность устойчивых интервалов называется Натуральный Звукоряд

С таким набором нот уже можно сыграть какую-нибудь мелодию, это уже похоже на музыку.

И до полного звукоряда нам не хватает еще двух самых маленьких интервалов, это БОЛЬШАЯ и МАЛАЯ СЕКУНДЫ. (СЛАЙД 3) Большая секунда возникает между квинтой и квартой 2/3: ¾ = 8/12: 9/12. Малая секунда между Б. и М. Терциями.

Иными словами звукоряд это набор тонов имеющих фиксированную высоту, выстроенных от тоники в простых долевых соотношениях по частоте.

Минимальными единицами натурального звукоряда являются тон и полутон.

(Слайд 3)

(Слайд 4)

Строим натуральный звукоряд. Звуки звукоряда назовем ступенями. (СЛАЙД 4) Тоника, мал.секунд….Получился уже хороший стройматериал для мелодии. Осталось расставить полученные ступени в определенной последовательности между собой.

И тут оказывается что существуют различные формулы последовательности ступеней и интервалов в зависимости от которых звукоряд приобретает то или иное наклонение по настроению звучания.

Эти формулы называются ЛАДАМИ. (СЛАЙД 5)

Например если выстроить ноты по следующей формуле. Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон =получится мажорный лад. (Пример на клавиатуре) Тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон=минорный лад. (Пример на клавиатуре). Всего ладов в древности насчитывали 8 (Дорийский, Лидийский, Фригийский, Эолийский и т.д). Мы сейчас не будем описывать формулы этих ладов они построены по тем же принципам. И ныне в старинной и фолк-музыке слышаться отголоски 8 древних ладов.

Откуда взялось знание об отношении тонов и интервалов? Сначала гармонические соотношения подбирали на слух, т. е. музыкальной гармония существовала уже (и видимо до появления человека, и по видимому музыка зародилась не на земле), и слуховое понятие о музыкальной гармонии было изначально всегда, и со временем просто развивалось.

(Слайд 5)

(Слайд 6)

Впервые теорию интервалов и ладов математически обосновал  Пифагор. (СЛАЙД 6)

Пифагор Самосский (570 – 490 гг. до н.э.) древнегреческий философ и математик

Пифагор был первым, кто назвал Вселенную Космосом. Вселенная, по Пифагору, шарообразна и состоит из десяти небесных сфер. Земля расположена в центре Вселенной. Вокруг нее располагаются сферы с планетами. Пифагорейцы считали, что расстояния между сферами соответствует музыкальным интервалам. Предполагалось, что при вращении каждая сфера издает музыкальный тон, а вся система сфер образует Гармонию сфер – Музыку сфер.

Согласно пифагорейским легендам, Пифагор мог непосредственно слышать Музыку сфер, ибо обладал умением настроить себя на великую внутреннюю Тишину. Остальные его ученики, да и другие люди такими способностями не обладали.

Но звуки лада взятые произвольно во времени мелодию еще не создадут для этого необходимо нанизать их на ниточку ритма.

                         3. Ритм (СЛАЙД 7)
Ритм как явление присущ всему. И галактикам, и клеткам. Жизнь на Земле циклична: смена времени года, смена дня и ночи, часы, секунды. изменение фаз Луны, сезонные изменения в природе. У человека есть внутренние часы, сердце бьется в определенном ритме, когда мы идем пешком наши шаги тоже отстукивают определенный ритм.
Что такой ритм и как он возникает? Если звуки извлекать через постоянные временные интервалы, то рождается ритм.
И дальше снова математика, если длительность различных временных интервалов задать в четких долевых соотношениях между собой, то ритм обретет форму и появится возможность создавать различные ритмические построения (рисунки).

 

(Слайд 7)

 

(Слайд 8)

 Например возьмем за основу определенный временной интервал (4сек) и назовем его целая доля (СЛАЙД 8), поделим пополам-половина (2 сек), на четыре части- четверть (1с), на восемь-восьмая (0,5с), и т. д.

 Если чередовать различные доли в одной и той-же последовательности (СЛАЙД 9) (например: половина-чеверть-четверть) то возникнет ритмический рисунок. Если нанизать звуки лада на ритмический рисунок то получится МЕЛОДИЯ!

А это уже МУЗЫКА!

 

(Слайд 8)

 С одной стороны музыка явление тесно связанное с временем (без него не может быть ритма) с другой стороны музыкант перед тем как сыграть мысленно видит мелодию сразу всю, одномоментно, музыка существует как бы вне времени (и тут уже рождается особое музыкальное видение).

Скажу по секрету: исполняя какую либо мелодию, музыканты как-бы «выпадают из времени», попадая мысленно во вневременное пространство.

на этом эффекте в древности было основано множество духовных языческих практик (священных танцев, заклинательных песен, медитаций и т.д)).

С приходом Христианства необходимость в музыке как основы духовной практики отпала, но все равно музыка и пение звучит в храмах по всюду, помогая сосредоточится в молитве.

Ну и наконец чтобы мелодия прозвучала красиво ее нужно исполнить не просто на доске со струной, а на музыкальном инструменте. Чем отличается гитара от монохорда? Более продвинутой конструкцией которая создает не просто тон а музыкальный тембр.

4. Музыкальный тембр.

Звук это колебание — значит он рождается при каком либо физическом контакте и противодействии двух материалов между собой.

Существует три основных типа звукообразования. (СЛАЙД 10)

• Ударное – звук образуется при ударе двух твердых тел друг об друга либо от колебания мембраны барабана.

• Воздушное – вибрация воздушного столба.

Струнное — колебания струны при зацепе, ударе, движении смычка.

(Слайд 10)

5. Мир музыкальных инструментов

По принципу звукообразования различают три основных группы музыкальных инструментов.

 • Ударные (СЛАЙД 11)  
 • Духовые (СЛАЙД 12)  
• Струнные (СЛАЙД 13)

(Слайд 14)

Ансамбль и оркестр

Если несколько инструментов играют одновременно, это называется ансамблем.

Ансамбль состоит из инструментов подобранных по основным принципам музыкальной композиции (СЛАЙД 14) (Ведущие мелодию, исполняющие аккомпанемент, ведущих линию баса, выражающие ритмический рисунок (ударные, шумовые))

Ансамбли могут состоять из инструментов одной группы (примеры СЛАЙД 15,16,17,18)

(Слайд 15)

(Слайд 16)

(Слайд 18)

А также из разнородных инструментов. (СЛАЙД 19, 20, 21)

(Слайд 19)

(Слайд 20)

(Слайд 21)

Ну и наконец очень большой ансамбль называется оркестр. (СЛАЙД 22, 23, 24)

В оркестре в отличии от ансамбля голоса часто дублируются на нескольких инструментах, в оркестре существуют целые группы родственных по типу инструментов, струнная группа, духовая секция делящаяся на деревянные и медные, секция ударных.

(Слайд 22)

(Слайд 23)

(Слайд 24)

И в заключении я хочу показать видео-фрагмент выступления замечательного немецкого скрипача Дэвида Гаррета с оркестром, который можно назвать эстрадно-симфоническим. Они исполняют часть сюиты «Времена года» написанной выдающим итальянским композитором Антонио Вивальди. Эта часть называется «летняя гроза».
rudv.ru
Яндекс.Метрика KalugaWeb Top20